12886
8
Глядя на «Охотников на привале» Василия Перова, современный зритель вряд ли замечает, что на картине изображена такая же ерунда, как и в охотничьих байках, которые «травит» один из персонажей.
Перов Василий Григорьевич (1834-1882) «Охотники на привале». 1871 г.
Холст, масло. 119 х 183 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Две авторские копии картины находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Николаевском областном художественном музее имени В.В. Верещагина на Украине.
«Что за прелесть! Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чём он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства», — хвалил картину Фёдор Достоевский, восхищаясь выразительностью и достоверностью типажей. Однако в деталях сцена отдыха трёх товарищей вовсе не правдива. Персонажи неправильно обращаются с оружием, а их снаряжение и добыча относятся к разным видам охоты. Кажется, живописец выбрал тему, в которой мало что понимал.
На самом деле Перов прекрасно разбирался в охоте. Художник ходил на зверя, как выразился его первый биограф Николай Собко, «во все времена года и без устали», впоследствии даже делился опытом в очерках для журнала «Природа и охота», который издавал натуралист Леонид Сабанеев. В конечном счёте увлечение охотой стоило художнику жизни: из-за подхваченной в лесу простуды у Перова развилась чахотка, от которой он умер, не дожив до 50 лет.
А «Охотников на привале» Перов создавал как картину-анекдот, чтобы понимающий зритель смеялся над ней не меньше, чем над совсем уж завиральными охотничьими историями.
Холст, масло. 119 х 183 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Две авторские копии картины находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Николаевском областном художественном музее имени В.В. Верещагина на Украине.
«Что за прелесть! Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чём он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства», — хвалил картину Фёдор Достоевский, восхищаясь выразительностью и достоверностью типажей. Однако в деталях сцена отдыха трёх товарищей вовсе не правдива. Персонажи неправильно обращаются с оружием, а их снаряжение и добыча относятся к разным видам охоты. Кажется, живописец выбрал тему, в которой мало что понимал.
На самом деле Перов прекрасно разбирался в охоте. Художник ходил на зверя, как выразился его первый биограф Николай Собко, «во все времена года и без устали», впоследствии даже делился опытом в очерках для журнала «Природа и охота», который издавал натуралист Леонид Сабанеев. В конечном счёте увлечение охотой стоило художнику жизни: из-за подхваченной в лесу простуды у Перова развилась чахотка, от которой он умер, не дожив до 50 лет.
А «Охотников на привале» Перов создавал как картину-анекдот, чтобы понимающий зритель смеялся над ней не меньше, чем над совсем уж завиральными охотничьими историями.
1. Скептик. Крестьянин, посмеивающийся над рассказом барина, написан с врача, художника-любителя и писателя Василия Бессонова. Перов изобразил его простолюдином, подчеркнув, что охотничий азарт, как эта трапеза на траве, объединяет дворян и их слуг.
×
2. Новичок. Он так заслушался рассказчика, что забыл зажечь папиросу. Судя по новым, не успевшим ещё износиться в лесах тулупу и дорогому снаряжению, персонаж увлекся охотой недавно. Перов написал доверчивого неофита с 26-летнего Николая Нагорнова, в доме которого его друзья Кувшинников и Бессонов обычно собирались, чтобы вместе пойти на охоту.
3. Заяц-русак. Профессор РАН Валентин Головин отметил: по линьке зверька можно определить: действие происходит поздней осенью. Странно, что тушка не повреждена: по правилам псовой охоты убитого зайца обязательно надо было отколоть (ткнуть кинжалом между лопаток), отпазанить (отрезать передние лапы) и приторочить (вставить в седло).
4. Рябчик. Птица лесная не могла быть убита на той же охоте, что и заяц-русак, обитатель полей.
4. Рябчик. Птица лесная не могла быть убита на той же охоте, что и заяц-русак, обитатель полей.
5. Враль. В роли помещика-рассказчика Перову позировал друг, полицейский врач Дмитрий Кувшинников. В 1880-1890-е годы доктор вместе с женой Софьей организовывал в своем доме литературно-художественный салон. Кувшинниковы и пейзажист Исаак Левитан, с которым Софья изменяла мужу, стали прототипами героев чеховского рассказа «Попрыгунья».
6. Сапоги. Обувь новичка, как отметил профессор Головин, тоже выдаёт неопытность персонажа: на таких высоких каблуках охотиться было очень неудобно.
7. Бинокль. У рассказчика бинокль старой модели, первой половины XIX века, что свидетельствует о солидном охотничьем стаже.
7. Бинокль. У рассказчика бинокль старой модели, первой половины XIX века, что свидетельствует о солидном охотничьем стаже.
8. Рожок. Использовался на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но никаких признаков стаи гончих нет. Единственный пёс, по разным версиям, либо борзая, либо сеттер — легавая. На псовой охоте не нужны ружья, так как дичь берет собака. А на ружейной не нужен рожок.
9. Ружья. Опытный охотник, чтобы не засорить канал ствола, никогда не положит ружье дульной частью на землю. Особенно если это первоклассное, дорогое оружие английской фирмы «Энфилд», как здесь.
9. Ружья. Опытный охотник, чтобы не засорить канал ствола, никогда не положит ружье дульной частью на землю. Особенно если это первоклассное, дорогое оружие английской фирмы «Энфилд», как здесь.
Ссылки по теме:
- Как выглядели бы известные картины, будь на них персонажи мультфильмов и видеоигр
- Когда фотоаппарата недостаточно: город кистью художника
- 35 искажающих сознание картин-оптических иллюзий от Олега Шупляка
- Зарисовки советской жизни
- Картины с девушками в стиле пин-ап, на которых изображена одна повторяющаяся и пикантная деталь
Новости партнёров
реклама
На самом деле все эти трофеи могут быть добыты в один день. Даже больше скажу, добывались лично мной собака тоже может быть на этой охоте. Нахрена рожок, не знаю,не пользуюсь. Ружье лежит нормально. Это сейчас Энфилд дорогой, а в ту пору вполне обычный. А вот персонажи это да. Такие практически на любой охоте есть. И неофит, в новом и на каблуках, и барин и крестьянин а картина чудная
во-первых, вполне можно допустить, что этот сеттер работает по зайцу, тем более, что добытый заяц изображен на картине.
во-вторых, если это борзая, то то рожок вполне обоснован
в третьих, если на картине не изображена гончая, то это не значит, что на этой охоте гончей нет. вполне может быть, что она ушла по зверю, и еще не вернулась. Охотники как раза и используют привал, что-бы перекусить и периодически звать собаку из рожка.
Так.. навскидку, скажу как охотник с без малого сорокалетним стажем:
3. Есть такая традиция "отпазанчить" заяца (руска или беляка, не важно), то есьб отдать лапки собаке..Нно чтобы колоть зайца кинжалом!? Расскажу коллегам-охотникам, посмеемся вместе
4. Рябчик здесь ни капли не противоречит зайцу-русаку - заяц русак водится не в полях как таковых, а просто в Средней Полосе России, где, как знает любой пятиклассник достаточно лесных зон с обилием куриных типа рябчик;
8. Рожок. Правильно сказать "псовый рожок" - до сих пор используется для снятия с "гона" не только борзых, но и гончатниками как сигнал для гончих собак и охотников-участников об окончании охоты (завершении гона);
9. Ружье лежащее у ног "новичка в красном кафтане" судя по всему принадлежит именно ему, и ничего страшного с ружьем (кроме коррозионного воздействия на сталь оружия) не произойдет - это нормально, класть ружье на траву, это безопасно (ружье прислоненное к котомке может упасть и тогда произойдет срыв шептала с прилагающимися опасными последствиями). Почему это ружье молодого охотника? Да потому что справа от старого охотника-типавраля, как раз выше битых тетеревов (на картине), лежит именно его оружие ;)
Кстати, как вы так ловко определили именно Энфилд... - снимаю шляпу
Да и подозвать увлёкшуюся легавую тоже поможет.